Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р’]

Цель: Познакомить учащихся с новыми буквами Р, р, обозначающими согласные звуки [р], [р’], развивать фонематический слух, умение осознанно читать слова, ставить там, где надо логическое ударение, обогащать словарный запас младших школьников, воспитывать взаимопонимание, сотрудничество, прививать любовь к сказкам А. С. Пушкина.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слоги, карточки со слогами и словами, рисунки.

1. Организационный момент.

Учитель. – Здравствуйте, ребята, давайте с вами вспомним, сколько букв в русском алфавите?

( -В русском алфавите 33 буквы).

2. Актуализация знаний.

Учитель. – Прослушайте стихотворение Н. Тимчака.

У Олесика всегда

С буквой “эр” была беда.

Скажет “рак”-
Выходит “лак”
Вместо “рожь”-
Выходит… (ложь).

Учитель. – Какой звук не выговаривал Олесик?

Дети.– (Олесик не выговаривал звук [р]).

3. Постановка учебной задачи.

Учитель. – Как вы думаете, с каким новым звуком мы сегодня познакомимся?

Ответ учеников.

Учитель. – На уроке мы с вами научимся не только произносить этот звук, но и читать слова с буквой Р.

4.“Открытие” учащимися нового знания.

Учитель- посмотрите на картины. В каких предметах встречается звук [р]? (РАДУГА, БЕРЕЗА, ДЕРЕВО, КУРАЙ, ЮРТА, ГОРА, ЮРАКТАУ)

Какой звук встречается в каждом слове? Р

— В какой Республике можно встретить  данные изображения?(РБ)

— Чем является для нас Башкирия? (Родиной)

— Что такое родина? (Ответы детей)

— Верно. У каждого человека есть родина. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением, с детством. Родина — это, прежде всего, место, где вы родились, это ваши родители, родственники.

— Ребята, а кто знает что значит Малая Родина? (Малая Родина – это дом и двор, где  вы проводите счастливое детство, друзья, с кем вы играете.)

— Кто может назвать свою М.Р.? (Стерлитамак, Ишимбай, Уфа)

— Какие реки вы знаете?

— В названиях каких рек Стерлитамака встречается звук р? (СтеРля, АшкадаР)

— Как нужно беречь и защищать наши реки? (Ответы детей)

— Какая у нас природа?

— Молодцы! Давайте составим предложения по схеме о нашей красивой природе!

(Ответы детей).                                                                .

— Хорошо. Очень много стихов о природе написал М.Карим – башкирский поэт.

— Послушайте отрывки…

— Что за карта на доске? (На доске Карта Башкортостана)– это наша М.Р. У вас на партах лежат домики. Они символизируют наш дом, родину.  Прикрепите их на карту. (по рядам).

— Мы сейчас прикрепили домики, тем самым показали что …

5. Первичное закрепление.

Учитель. – Рассмотрите иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Чтение отрывка учителем.

Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой, – золотою…

– Ребята, назовите слова с новыми звуками. (Рыбак, рыбка – [р], море, старик – [р‘].)

6. Музыкальная пауза.

7.Работа в паре.

— Ребята, а в какое время года особенно красива наша Республика? (летом, весной, осенью, зимой).

— Как вы думаете, почему у вас на партах лежат рукавички? (ответы детей)

— верно. Скоро  на улице будет холодно и поэтому надо надеть рукавички, слово рукавички начинается с буквы (ВМЕСТЕ).

— Послушайте внимательно! Рукавички надо украсить узорами. Что за узоры изображены на листочке? (национальный узор Башкирии). Правильно. Рукавичкинадо украсить  так, чтобы получилась одинаковая пара. Узор можете выбрать любой. Сначала договоритесь между собой, какой будет узор, а потом пусть каждый его приклеит.    

Учитель.– Ребята, вы хотите, чтобы ваши рукавички ожили?

Дети. – Да.

Учитель.– Тогда поиграем в игру. Когда услышите звук “р” в слове, вы поднимите свою красивую рукавичку, а если нет, то не поднимаете.

курай, озеро, ручей, пещера, баурсак, песок, часы, вода, сабантуй.

Молодцы!Положите рукавички!

9. Работа в группе.

— У вас на партах лежат карточки со словами. Из них нужно составить предложение.

Работать мы с вами будем в группах. Напомним правила группы. (Ответы детей)

  1. Мы живём в городе Стерлитамак.
  2. Его окружают горы  Шиханы.
  3. Наш город красивый  и зелёный.
  4. В  нём много парков  и скверов.
  5. Люди ходят во  дворцы и  театры.
  6. Мы  очень любим наш  город!

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

— А сейчас мы составим с вами текст. Что значит составить текст?(Ответы детей. По порядку составляем предложения)

Предложение «Мы очень любим свой город» произносят с разной интонацией. (. ! ?)

10. Итог урок ( Рефлексия)

– С какой буквой познакомились?

– Чему научились?

– Всем ли было легко?

– Какие трудности испытывали?

– Надо ли ещё потренироваться? – Понравился ли вам урок?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *