Билеты

Теоретические  билеты  по теме  « Имя  существительное».

Билет  №1

Что  такое  имя  существительное?  Что  обозначает?  На  какие  вопросы  отвечает?  Приведи примеры.

Билет  №2

Какого  рода  бывают  имена  существительные?  Как  узнать  род  имени  существительного?  Приведи  примеры.

Билет  №3

Что  такое  склонение?  Сколько  падежей  в  русском  языке?  Как  определить  падеж  имени  существительного  в  предложении?

Билет  №4

Назови  вопросы  и  предлоги  к  падежам.

Билет  №5

Чем  отличаются  имена  существительные  в  именительном  падеже  от  винительного?  Приведи  примеры.

Билет  №6

Как  отличить  винительный  падеж  от  предложного,  если  существительное  употреблено  с  предлогом  в  или  на?  Приведи  примеры.

Билет  №7

Назови  три  склонения  имён  существительных.  Приведи  примеры.

Билет  №8

Как  определить  склонение  имени  существительного  в  именительном  падеже?  Приведи  примеры.

Билет  №9

Как  определить  склонение  имени  существительного,  если  оно не стоит  в  форме  именительного  падежа?  Приведи  примеры.

Билет  №10

Как  правильно  написать  безударное  окончание  существительного?  Назови  окончания  по  склонениям  в  родительном   падеже.  Приведи  примеры.

Билет  №11

Как  правильно  написать  безударное  окончание  существительного?  Назови  окончания  по  склонениям  в  форме  дательного  падежа.  Приведи  примеры.

Билет  №12

Как  правильно  написать  безударное  окончание  существительного?  Назови  окончания  по  склонениям  в  форме  винительного падежа.  Приведи  примеры.

Билет  №13

Как  правильно  написать  безударное  окончание  существительного?  Назови  окончания  по  склонениям  в  форме  творительного  падежа.  Приведи  примеры.

Билет №14

Как  правильно  написать  безударное  окончание  существительного?  Назови  окончания  по  склонениям  в  форме  предложного  падежа.  Приведи  примеры.

Билет  №15

Как  отличить  существительное  во  множественном  числе  от  существительного  в  единственном  числе?  Приведи  примеры.

Билет  №16

Как  определить  падеж  имени  существительного  во  множественном  числе?  Приведи  примеры.

Билет  №17

Какие  окончания  имеют  в  именительном  падеже  множественного  числа  существительные  мужского  рода,  какие- женского  рода,  какие- среднего  рода?

Билет  №18

Какие  окончания  имеют  существительные  множественного  числа  в  родительном  падеже?  Приведите  примеры  по  родам.

Билет  №19

Какие  окончания  имеют  существительные  множественного  числа  в  дательном  падеже?  Приведите  примеры  по  родам.

Какие  окончания  имеют  существительные  множественного  числа  в  винительном  падеже?  Приведите  примеры  по  родам.

Билет  № 20

Какие  окончания  имеют  существительные  множественного  числа  в  творительном  падеже?  Приведите  примеры  по  родам.

Билет  №21

Какие  окончания  имеют  существительные  множественного  числа  в  предложном  падеже?  Приведите  примеры  по  родам.

Теоретические  вопросы  по  теме  « Имя  прилагательное».

Билет  №1

Какую  роль  выполняют  в  нашем  языке  имена  прилагательные?  На  какие  вопросы  отвечают?  Что  обозначают?  Приведи  примеры.

Билет  №2

Как  узнать  род  имён  прилагательных?  Напиши  вопросы  и  окончания.  Приведи  примеры.

Билет  №3

Что  такое  склонение?  Как  определить  падеж  имени  прилагательного?  Приведи  примеры.

Билет  №4

Как  правильно  написать  безударное  окончание  имени  прилагательного?  Приведи  примеры.

Билет  №5

Расскажи  об  именительном  и  винительном  падежах  имён  прилагательных  мужского  и  среднего  рода.  Приведи  примеры.

Билет  №6

Расскажи  о  родительном падеже  имён  прилагательных  мужского  и  среднего  рода.  Приведи  примеры.

Билет  №7

Расскажи  о  дательном падеже   имён  прилагательных  мужского  и  среднего  рода.  Приведи  примеры.

Билет  №8

Расскажи  о  творительном  падеже  имён  прилагательных  мужского  и  среднего  рода.  Приведи  примеры.

Билет №9

Расскажи  о  предложном  падеже  имён  прилагательных  мужского  и  среднего  рода.  Приведи  примеры.

Билет  №10

В  каких  падежах  имена  прилагательные  женского  рода  отвечают  на  одинаковые  вопросы  и  имеют  одинаковые  окончания?  Приведи  примеры.

Билет  №11

Расскажи  об  именительном  и  винительном  падежах  имён  прилагательных  женского  рода.  Приведи  примеры.

Билет  №12

Чем  различаются  безударные  окончания  имён  прилагательных  женского  и  среднего  рода  в  именительном  падеже?  Приведи  примеры.

Билет  №13

Чем  различаются  безударные  окончания  имён  прилагательных  женского  и  мужского   рода  в  именительном  падеже?  Приведи  примеры.

Билет  №14

В  каком  падеже  имена  прилагательные  мужского  рода  отвечают  на  вопрос  какой?  Какие  окончания?  В  каких падежах  имена  прилагательные  женского  рода  имеют  окончания  -ой, -ей?

Билет  №15

Чем  отличаются  имена  прилагательные  в  винительном  падеже  от  прилагательных  в  творительном  падеже?

Билет  №16

Как  изменяются  имена  прилагательные  во  множественном  числе?  Как  узнать  падеж  имени  прилагательного  во  множественном  числе?

Билет  №17

Расскажи  об  именительном  и  винительном  падежах  имён  прилагательных  во  множественном  числе.

Билет №18

Расскажи  о  родительном  и  предложном   падежах  имён  прилагательных  во  множественном  числе.

Билет №19

Расскажи  о дательном  и  творительном  падежах  имён  прилагательных  во  множественном  числе.

Билет  №20

Чем  сходны  и  чем  различаются  существительные  и  прилагательные?

Практические  вопросы  по  теме  « Имя  прилагательное»

Билет  №1

Прочитать  слова.  Выписать  имена  прилагательные,  обосновать  ответ.

            Сказка,  гриб,  скользкий,  гладкий,  гладить,  белизна,  белый,  светлый,  светлячок,  молчун,  молчаливый,  яркое,  озеро,  глубокое,  зимние,  холод,  лютый,  мёрзнуть,  городской,  длина.

Билет  №2

Прочитать  слова.  Вставить  окончания  имён  прилагательных.  Доказать.

            Вишнёв__ варенье,  земляничн__   джем,  яблочн__  повидло,  весёл__  настроение,  весёл__  песня,  ранн__  утро,  ранн__  весна,  чудн__  картина,  чудн__  место,  син__  лента,  син__небо,  словесн__  портрет.

Билет  №3

Просклонять  имена  прилагательные  глубокий  (снег),  доброе  (утро).

Билет  №4

Прочитать.  Вставить  пропущенные  окончания  имён  прилагательных.  Определить  падеж.

            В  глубок__ снегу,  ненастн__ утром,  глубок__  снегом,  в  прозрачн__  воде,  космическ__  кораблём,  солнечн__  утром,  вечерн__   дождём,  у  дик___  зверька,  с  настоящ__ другом,  на  больш__ диване,  добр__  словом,  в  урожайн__  году,  на  низк__  потолке.

Билет  №5

Прочитать.  В  каждом  предложении  подчеркнуть  главные  члены.  Определить  падеж  и  род  имён  прилагательных.

            В  лес  пришла  ранняя  весна.  Ярко  светит  весеннее  солнце.  Лёгкие  облака  украшают  голубое  небо.  Побежал  говорливый   ручеёк.  Зайчонок  спрятался  под  густой  елью.

Билет  №6

Списать  и  определить  род,  число,  падеж  имён  прилагательных.

            От  худ__  семени  на  жди  добр___ племени.

            Нов__  друга  желай,  стар___  не  забывай.

            На  смел___  собака  лает,  а  труслив___  кусает.

            После  сладк___  не  захочешь  горьк___.

            Про  хвастлив___  зайца,  после  ненастн___  дня,  вечерн__  чая,  для  робк__  человека,  вкусн__  варенья,  дождлив__  лета.

Билет  №7

Выписать  имена  прилагательные  вместе  с  именами  существительными,  указать  падеж.

            В  щели  сарая  глядятся  весёлого  солнца  лучи.  Порывы  сильного  ветра  рябили  поверхность  реки.  С  душистого  цветка  слетела  бабочка.  Корабль  вернулся  из  дальнего  плавания.  Рыбаки  до  позднего  вечера  были  на  Волге.  Красиво  в  лесу  во  время  осеннего  листопада.  Узкая  тропинка  вела  к  ближнему  лесу.  Пассажиры  спешили  к  утреннему  поезду.  Долго  мы  бродили  по  соседнему  лугу  и  берёзовому  лесу.

Билет  №8

  1.  Списать,  ставя  данные  в  скобках  слова  в  творительный  падеж.

С  ( холодный)   декабрём,  с  ( медовый)  запахом,  ( завтрашний)  днём,  ( крепкий)  телосложением,  с  ( чуткий,  тонкий)  слухом.

  •  Выписать  словосочетания  имён  прилагательных  с  именами  существительными  в  творительном  падеже.

Вся  земля  покрыта  мелким  пушистым  снегом.  Деревья  украшены  прихотливым  узором  инея,  ели  и  сосны  в  зелёном  убранстве.  Стоят  суровые  морозы.  Реки  и  озёра  одеты  плотным  ледяным  покровом.

Билет  №9

  1. Списать,  ставя  данные  в  скобках  слова  в  предложный   падеж.

В ( зелёный)  уборе,  о (  говорливый)  ручье,  в  (тенистый)  саду,  в  ( скромный)  наряде,  о (тёплый)  юге,  на  (свежий)  воздухе,  в  ( тёплый,  меховой)  полушубке,  в  ( передний)  углу,  на ( грозный,  далёкий)  севере,  в  ( дремучем) лесу.

  •  К  данным  глаголам  придумать  и  записать  словосочетания  существительного  с  именем  прилагательным  мужского  и  среднего  рода  в  предложном  падеже.

Мечтали….прилетели…. .

Участвовать…….  рассказать.

Билет  №10

  1.  Приписать  к  существительным  подходящие  по  смыслу  имена  прилагательные.  Определить  род,  число,  падеж  имён  приланательных,  выделить  окончания.

….. грушей,  …..  ночью,   …..тропку,  …..  погоду,  ……  фамилией,  …… весною,  на  ….  охоту,  в  …. траву,  у  …  речки.

  •  Поставить  словосочетания  в  Р.п.,  Д.п.,  Т.п.,  П.п.

Свежая  зелень-…..,  синяя  краска-…..,  звонкий  ручей-…. .

Билет  №11

  1. В  каждом  предложении  подчеркнуть  главные  члены.  Определить  падеж  и  род  имён  прилагательных.

Сосны  и  ели  надели  снеговые  шубки.  Хитрая  лисица  смастерила  уютную  норку.  Вот  ветер  с  бугорка  на  поляне  сдул  белую  шапку.

  •  Просклонять  имя  прилагательное  ранняя (весна).

Билет  №12

  1.  Списать,  определить  род,  число,  падеж  имён  прилагательных,  выделить  окончание.

Горяч..  добр..  слово  может  растопить  и  ледян..  сердце.

Ранн..  птичка  носок  прочищает,  а  поздн..  глазки  продирает.

  •  Подобрать  к  каждому  прилагательному  существительные  женского  и  среднего  рода.  Выделить  окончания.

Растение,  которое  находится  в  комнате.

Работа,  которая  выполняется  дома.

Почта,  которую  получают  утром.

Дорога,  которая  пролегает  далеко.

Билет  №13

Из  текста  выписать  имена  прилагательные  женского  и  мужского  рода  в  именительном  падеже.

            В  лес  пришла  ранняя  весна.  Ярко  светит  солнце.  Птички  оживились.  Слышна  их  чудесная  трель.  Появилась  молодая  травка.  Выглянул  молодой  подснежник.  Побежал  говорливый  ручей.  Весело  гудит  и  поёт  весенний  лес.

Билет  №14

Составить  и  записать  словосочетания  с  существительными  мужского  рода  в  родительном  падеже,  женского  рода-  в  предложном  падеже,  среднего  рода — в  дательном  падеже.  Выделить  окончания  имён  прилагательных.

Хороший  (  настроение,  подарок,  песня).

Синий ( колокольчик,  река,  небо).

Ранний ( завтрак, утро,  прогулка).

Широкий ( пояс,  река,  поле).

Билет  №15

  1.  Приписать  к  существительным  подходящие  по  смыслу  прилагательные.  Выделить  окончания.

….. грушей,  …..  ночью,   …..тропку,  …..  погоду,  с…..  книгой,  ……  осенью,  …..  речку,  ….  траву,  с  ….  удочкой,   в  …..  пору.

  •  Поставить  данные  словосочетания  в  указанном  падеже. 

Скорая  помощь  (в.п.)

Весёлая  молодёжь  (Т.п.)

Утренняя  звезда  (В.п.)

Билет  №16

  1.  Заменить  выделенные  слова  именами  прилагательными. 

Каникулы  зимой,  прогулки  на  лыжах,  вечера  в  январе,  метели  из  снега.

  •  Записать  следующие  словосочетания  в  Р.п,  Д.п.,  Т.п.,  П.п.

Снежные  шапки-

Трескучие  морозы-

Ближние  сёла-

Билет  №17

  1.  Поставить  имена  прилагательные  в  винительный  падеж.

Шустрые,  маленькие  (воробьи)

Золотые  (серьги)

Лёгкие  ( снежинки)

  •  Списать.  Определить  падеж  имён  прилагательных,  выделить  окончание.

Лёгкие  снежинки  медленно  опускались  на  тёмные  крыши  деревянных  домов.

Билет  №18

Слова  в  скобках  заменить  именами  прилагательными  с  разными  суффиксами.  Записать  поученные  словосочетания  в  Р.п.  и П.п.

Телевизоры (цвет),  лепестки (цвет)-

Отмели (песок),  торты ( песок)-

Приставка (игра),  машинки (игра)

Билет  №19

  1.  Записать  словосочетания  в  Д.п.  и  Т.п.,  выделить  окончания  имён  прилагательных.

Зимние  ночи-………,  ранние  зимы-…….,  белые  звёзды-………,  цветные  сугробы-…….

  •  Списать.  Определить  род,  число,  падеж  имён  существительных  и  прилагательных.

Из  школы  шумной  толпой  выбежали  ребята  и  пошли  по  широкой  улице.

Билет  №20

  1.  Поставь  данные  словосочетания  в  нужном  падеже. 

Ясный  солнечный  день-Т.п.

Ледяная  гора- Р.п.

Снежная  кукла- В.п.

Блестящая  поверхность-  П.п.

  •  Выписать  из  текста  имена  прилагательные  вместе  с  именами  существительными.  Определить  падеж,  выделить  окончания.

Я  принёс  из  ближнего  леса  колючего  ежа.  Положил  я  ежа  на  пол. Он  завертелся  возле  старой  газеты,  ухитрился  надеть  её  на  острые  колючки  и  потащил  в  дальний  угол.  Из  неё  он  стал  мастерить  себе  уютное  гнездо.

Практические  вопросы  по  теме  « Имя  существительное».

Билет  №1

Выписать  имена  существительные.  Распределить  их  в  2  столбика  по  вопросам.

Поговорка,  радость,  светлый,  солнечный,  веселиться,  директор,  серебро,  кенгуру,  черёмуха,  застёжка,  берёзка,  роскошь,  нож,  молодёжь,  ёрш,  камыш,  заморозить,  скрипач,  грач,  подул.

Билет  №2

Распределить  имена  существительные  по  родам  в  три  столбика.

Резина,  простыня,  кольцо,  ноябрь,  друг,  семья,  остров,  колесо,  озеро,  дичь,  ночь,  сторож,  тишь,  этаж,  картофель,  мебель,  лагерь,  тюлень,  солнце,  пастбище,  здоровье,  съёмка,  стекло,  грусть,  трамвай,  ягода,  метель,  мороженое,  яблоко.

Билет  №3

Списать,  Определить  падеж  имён  существительных.

У  норы  добычи  ждёт,                                              Крыса  старая -и  та,

Притаившись  серый  кот.                                         Видя  грозного  кота,

Мышь  осталась  без  хвоста,                                    Убежит  в  нору  под  дом

Вырываясь  от  кота.                                                  Чтоб  не  встретиться  с  котом.

А  теперь  и  за  версту                                              Там  сидит  и  в  темноте

Не   приблизится  к  коту.                                          Вспоминает  о  коте.

Билет  №4

Списать.  Определить  падеж  имён  существительных.

Счастье  в  воздухе  вьётся,  а  в  руки  не  даётся.

Человек  создан  для  счастья,  как  птица  для  полёта.

Мы  подарим  счастье  детям  всей  Земли.

Герои  сказок  отправились  за  счастьем  в  трудный  путь.

Человек  живёт  с  мечтой  о  счастье.

Билет  №5

  1.  Определить  падеж  имён  существительных.

Младший  брат,  под  проливным  дождём,  в  ненастную  осень,  радостной  жизнью,  к  морскому  берегу,  в  дальнюю  поездку,  на  мокрую  траву,  в  тёплом  пальто,  в  осеннюю  ночь,  чудесным  ковром.

  •  Расположить  словосочетания  в  порядке  следования  падежей.

Играл  на  дудочке,  подошёл  к  осине,  отрезал  для  юбки,  увидел  мышь,  шёл  рощей,  прелестное  дитя.

Билет  №6

  1.  Определить  падеж  имён  существительных

На  дороге,  на  тропинке

Пыль  притихла  под  дождём.

Приколачивать  пылинки

Хорошо  таким  дождём.

  •  Поставить  имена  существительные  в  В.П.  и  П.п.

Вода,  снег,  поле.

Билет  №7

Распределить  слова  в  три  столбика  по  склонениям.

Постройка,  память,  тополь,  речь,  смелость,  грусть,  успех,  иней,  аллея,  аромат,  волшебник,  олень,  конь,  медведь,  плащ,  вещь,  полночь,  зубр,  ковш,  гусь,  повозка,  страница,  ягода,  яблоко,  брусника,  гараж,  рожь,  верность,  сказка,  белизна,  норка,  медведь,  медведица,  волк,  волчица,  заяц,  зайчиха,  зайчонок.

Билет  №8

Определить  склонение  имён  существительных.

Метель,  болото,  планета,  заглавие,  конь,  лошадь,  Вася,  морковь,  морковка,  соловей,  колокольчик,  тишь,  тишина,  пристань,  снегирь,  ученик,  ученица,  цветок,  корова,  гость,  степь,  космонавт,  рожь,  ночь,  дочь,  товарищ,  порох,  тетрадь,  дятел,  платье,  туча,  олень,  газета,  малина,  сирень,  карась,  одеяло.

Билет  №9

1.Определить  склонение,  падеж  имени  существительного,  вставьте  окончание.

    На  ветк..   яблон..,  от  фиалк..  к  ромашк..,  на  обложк..  книг..,  вдоль  тропинк..  к  речк..,  от  пристан..  до  деревн..,  по  Волг..  на  лодк..,  от  дяд..  к  тёт…

2. Подобрать  по  смыслу  имена  существительные.

Пройти

                                        к …..(1 скл.)

Приехать

Билет  №10

  1.  Поставить  имена  существительные  в  родительном  падеже.

1скл. земляника,  страна;  2 скл. облако,  пирог,  дождь;  3 скл.  пристань,  шерсть.

  •  Записать  словосочетания,  вставляя  пропущенные  окончания.  Определить  склонение,  падеж  имён  существительных.

У  беседк..,  по  тропинк..,  к  дач..,  от  нянечк..,  около  сторожк..,  возле  избушк..,  у  лодк..,  около  полянк..,  без  ошибк.. .

Билет  11

  1.  Списать,  определить  склонение  и  падеж  имён  существительных,  выделить  у  них  окончания.

По  дорожк..  к  рощ..,  по  веточк..  сирен..,  от  деревн..  к  речк..,  по  комнат..  к  кроват..,  вдоль  тропинк..  к  речк..,  от  пристан..  к  деревн..,  по  грядк..  морков.. .

  •  Составить  словосочетания,  добавив,   если  нужно,  предлоги.

Ходить (музей),  подарить (школа),  шли (пустыня),  приказать( воин), гулять (парк),  приказать (воин),  гулять (парк),  в  гости ( подруга),  прибежал (лисичка),  прислушался  (песня),  обратился  ( молодёжь).

 Билет  12

  1.  Списать.  Определить  падеж,  склонение  имён  существительных.

Всплыло  на  небо  красное  солнышко  и  стало  будить  землю.  Первый  луч  попал  на  жаворонка.  Он  встрепенулся  и  запел  весёлую  песенку.

  •  Поставить  имена  существительные  лиса,  петух,  рысь  в  винительный  падеж.

Билет  №13

  1.  Прочитать  загадки,  отгадать  их,  выписать  словосочетания  с  существительными  в  творительном  падеже.

Разноцветное  коромысло  над  рекой  повисло.

Длинной  шеей  поверчу,  груз  тяжёлый  подхвачу.

За  железным  конём  ящик  тянется  с  добром.

Кто  в  полях  шумит  пшеницей  и  летит  крылатой  птицей.

Над  избушкой  висит  хлеба  краюшка.

  •  Списать,  ставя  имена  существительные  в  творительный  падеж,  поставить  вопрос.

С  багаж..,  перед  дач..,  с  нож..,  под  крыш..,  с  ламп..,  за  туч..,  за  ключ..,  с  пряж..,  грач..,  птиц.. .

Билет  №14

  1.  Выписать  словосочетания  с  именами  существительными  в  предложном  падеже.

С  давних  времён  люди  мечтали  о  полёте  в  космос.  В  сказке,  в  мечте,  в  песнях  давно  побывал  человек  и   на  Луне,  и  на  Солнце,  и  на далёких  звёздах.

  •  Поставить  следующие  имена  существительные  в  предложный  падеж.

Река,  платок,  январь,  тень.

Билет  №15

  1.  От  следующих  имён  существительных  образовать  множественное  число.

Облако,  окно,  поле,  село,  море,  гнездо.

  •  Списать,  заменяя  имена  существительные  единственного  числа,  данные  в  скобках,  именами  существительными  множественного  числа.

Снег  лежит  на  ( тропинка,  аллея),  на  ( скамейка  и  крыша).  На  (ёлка)  зелёная  хвоя  покрыта  инеем.

Билет  №16

  1.  От  следующих  имён  существительных  образовать  множественное  число.

Берег,  берёза,  автомобиль,  директор,  телеграмма,  герой.

2. Списать,  заменяя  имена  существительные  единственного  числа, данные  в  скобках,  именами  существительными  множественного  числа.

В  степи  часто  бывают  (буран  и  метель).

Лес — это  город  с  тысячами  жителей.  (Дом)  в  городе- глубокие (норка),  тёплые  (гнездо).

Билет  №17

  1.  Написать  имена  существительные  в  три  столбика  по   родам.  Выделить  окончания.

Страницы,  мысли,  огороды,  стрелы,  матросы,  яблоки,  машины,  ночи,  улицы,  лодки,  помидоры,  вещи,  лужи,  тополя,  речи.

  •  Выписать  имена  существительные,  которые  употребляются  только  во  множественном  числе.

Кастрюли,  санки,  ножницы,  астры,  каникулы,  площади.

Билет  №18

1.Выписать  из  текста  имена  существительные  множественного  числа  родительного  падежа.

С  веток  яблонь  часто  свешиваются  чьи-то  домики.  Сделаны  они  из  сухих  листьев.  Жители  этих  домиков-  гусеницы.  Гусеницы-  злейшие  враги  деревьев.  Если  этих  вредителей  не  уничтожать,  не  будет  у  яблонь  ни  почек,  ни  цветов,  ни  плодов.

2.Записать  имена  существительные  в  родительном  падеже  множественного  числа.

Лужа-….,  передача-   ….,  афиша-…,  тысяча-…,  пастбище-….,  сокровище-……

Билет  №19

1.Списать,  определить  падеж  имён  существительных  множественного  числа,  выделить  окончания.

Среди  заросл..,  на  деревь..,  много  цвет..,  с  узор…,  у  лошад..,  с  огоньк..,  на  лыж..,  на  медвед..,  в  луж..,  о  шалост..,  по  улиц..,  между  корн….

2. Поставить  имена  существительные  в  дательный  падеж.

Письма,  города,  телеграммы,  посылки,  мыши.

Билет  №20

  1.  Сделать  морфологический  разбор  имён  существительных. 

На  лошади,  по  лестнице.

  •  Составить  и  записать  словосочетания,  изменяя  существительные  по  смыслу.

Встретиться  с  (подруги),  танцевать  с  (девочки),  вырос  под  (сосны),  работать  над  (ошибки).

Билет  №21

  1.  Поставить  имена  существительные  в  предложный  падеж  множественного  числа.

О  (дача),  о (нож),  на  ( крыша),  в  ( лампа),  в  (  ключ),  на  (птица).

Теоретические  и  практические  вопросы  по  теме  «Глагол»

Билет  №1

  1.  Что  такое  глагол?  На  какие  вопросы  отвечает?  Что  обозначает?

Чем  глагол  отличается  от  имени  прилагательного  и  имени  существительного?

  •  Подобрать  к  существительным  неопределённую  форму  глагола,  записать.

Игра,  мороз,  свет,  холод,  подход,  каток,  лётчик.

  •  Списать.  Определить  время  и  число  глаголов.

Наступила  тёмная  ночь.  Светит  луна  на  поляну.  Застрекотали  кузнечики.  Заливаются  в  кустах  соловьи.  Чуть  слышно  журчат  лесные  ручейки.  Скоро  в  высокой  траве  закричат  коростели.

Билет  №2

  1.  Какие  три  времени  имеет  глагол?  Как  отличить  одно  время  от  другого?
  2. Записать  глаголы  в  три  столбика.

Замашет,  будут  летать,  сидит,  подует,  пошёл,  будут  светить,  хрустнула,  вспомню,  растут,  застыла,  осыпаются,  простоят,  ночевала,  дрожат.

  •  Списать.  Определить  время  и  число глаголов.

Пробежала  и  пискнула  мышь.  Стукнулся  о   берёзу  и  упал  жук.  На  макушке  ели  кукует  кукушка.  На  вершине  дуба  заворковал  дикий  голубь.  На  закате  солнца  заухает  в  лесу  филин.

 Билет  №3

  1.  Как  изменяются  глаголы  прошедшего  времени?  Привести  примеры.  Какие  окончания  глаголов  в  прошедшем  времени?
  2. Образовать  глаголы,  которые  отвечают  на  вопрос  что  делал?  что  сделал?

Бродит,  засолить,  прыгала,  желаю,  штопала,  прогуляем.

  •  Списать.  Определить  время  и  число  глаголов.

Побелели  поля  и  пригорки.  Тонким  льдом  покрылась  река,  уснула,  как  в  сказке.  Ходит  зима  по  горам,  по  долинам,  поглядывает  по  сторонам.  Зайцу  белую  шубку  подарила,  теперь  его  никто  не  заметит.

Билет  №4

  1.  Рассказать  о  неопределённой  форме  глагола.  Привести  примеры.
  2. Образовать  глаголы  неопределённой  формы.

Кусает,  ходит,  шумит,  прыгнул,  сверкает,  взмахнул,  смотрел,  любит,  срезают,  делает.

  •  Списать,  определить  лицо  и  число  глаголов.

Мечтаешь  о  кукле,  верим  в  сказку,  витают  в  облаках,  встречаем  медведя,  расписываем  матрёшку,  желтеют  листья,  рубят  дрова,  зажмурите  глаза,  молотят  зерно,  наблюдаю  за   кошкой,  тревожить  маму,  танцуют  танго,  дежурим  в  классе,  смотрю  фильм.

Билет  №5

  1.  Что  такое  спряжение  глаголов?  Какая  часть  слова  меняется  при  изменении  глагола  по  лицам  и  числам?  Как  определить  лицо  и число  глаголов?  Привести  примеры.
  2. Записать  глаголы  в  два  столбика.

Зеленеет,  пошёл,  победит,  проходит,  блестел,  прочитаю,  прилетит,  спала,  будет  играть,  читаем.

  •  Списать,  определить  лицо  и  число  глаголов.

Ужинать  в  столовой,  иду  с  сестрой,  растёт  на  грядке,  ходите  друг  за  другом,  перелезаю  через  забор,  угрожает  жизни,  уезжаю  в  деревню,  косит  траву,  носят  костюмы,  стираем  бельё,  несу  чемодан,  грызут  кости,  держат  птиц.

Билет  №6

  1.  Рассказать  о  втором  лице  глаголов  единственного  числа.  Привести  примеры.
  2. К  глаголам  3-го  лица  множественного  числа  написать   глаголы  3-го  лица  единственного  числа,  а  к  глаголам  3-го  лица  единственного  числа  дописать  глаголы  3-го  лица  множественного  числа.

Поют,  летит,  звенят,  сидит,  даёт,  шуршит,  блестят,  стучат,  звонят,  плывёт,  лежит,  печёт.

  •  Списать,  определить  лицо  и  число  глаголов.

Лес  стоял  тихий  и  холодный.  Солнце  не  пробивалось  сквозь  густые  ветки  деревьев.  Лучи  его  падали  косо.  Только  маленький  лучик  пробрался  среди  стволов  у  дороги,  упал  к  корням  молодой  ёлки.  Деревце  сразу  словно  вспыхнуло.  Ствол  его  у  корня  над  снегом  стал  рыжим.  Около  него  захотелось  погреться,  как  у  костра.

Билет  №7

1.Какие  окончания  имеют  глаголы  1  спряжения,  и  какие  — у  глаголов  2  спряжения.  Приведи  примеры.

2.  Списать.  Определить  спряжение,  лицо  и  число  глаголов.

     Зовут,  ползёт,  вьют,  ведут,  шуршит,  летят,    грызёт,  трещит,  пищат,  зовёшь,  снуют,  пронесёт,  сохранит,  спасёт,  ползём,  вьёшь,  молчит,  лежит.

3. Списать,  ставя  глаголы  во  2-е  лицо  ед. числа.

Родину  на  чужбине  не  найд…  Не  разгрыз..    ореха,  не  съ…  ядра.  Шила  в  мешке  не  ута….  Поспеш..  – людей  насмеш.. .  Что  посе..,  то  и  пожн…  Напиш..-  не  сотр.. .  Нет  друга-так  ищи,  а  найд…- береги.  Какую  дружбу  завед…,  такую  и  жизнь  провед…  За  чем  пойд…,  то  и  найд…  Словом  комара  не  убь…  Что  земле  дашь,  то  от  неё  и  получ…  Без  людей  не  прожив…

Билет  №8

  1.  На  какие  вопросы  отвечают  глаголы  в  будущем  времени?  Привести  примеры.  Как  спрягаются  глаголы  в  будущем  времени? 
  2. Списать.  Определить  спряжение ,  лицо  и  число  глаголов. 

Цветёт,  лежат,  пищит,  пьют,  прилетите,  горишь,  замолчу,  проползёт,  идёт,  поёт,  найдёт,  победит,  сидит,  трещишь,  горит,  кричит,  сгрызут,  утаит.

  •  Списать,  определить  спряжение  глаголов.

В  детстве  я  любил  вьюнок  больше  всех  цветов.  Сорвёшь  его,  и  сердце  замрёт.  Бело-розовая  вазочка  цветка,  кажется,  вот-вот  упадёт  и  разобьётся  вдребезги.  А  как  пахнет!  Вдохнёшь,  и  будто  полетишь  в  страну  эльфов  к  Дюймовочке.

Билет  №9

  1.  Как   определить  спряжение  глаголов  с  безударными  личными  окончаниями  в  настоящем  и  будущем  времени?
  2. Списать,  определить  спряжение  глаголов.

Разгрызёт,  ведёте,  отстаёт,  сидим,  позовёте,  затрещите,  зашуршат,  кричите,  лежим,  цветёшь,  зовём,  молчите,  снуёшь,  скользит,  приведу.

  • Списать.  Выделить  личные  окончания  глаголов,  указать  спряжение.

В  суров..  м..розн..  январск..  дни  зв.рьки  не  выход..  из  своих  гнёзд.  Тихо  обл..та..  свой  участок  филин.  Он  охот..ся  на  зайцев,  лов..  глухарей,  ворон  и  даже  напада…  на  л..су  и  косуль.

Билет  №10

  1.  Как  правильно  написать  безударное  окончание  глагола?
  2. Глаголы  1  спряжения  поставьте  в  3-е  лицо  ед.ч,  а  глаголы  2  спряжения-  в  3 –е  лицо  мн.ч.

Колоть,  тушить,  беседовать,  готовить,  получить,  тонуть,  сушить,  стучать,  шептать,  торопить,  стрелять,  рубить.

  •  Списать.  Выделить  личные  окончания  глаголов,  указать  спряжение.

Белка  отсижива..ся  в  тёпл..  дупле  и  только  в  хорош..  погоду  корм..ся  на  заре,  а  иногда  добыва..  с..мена  из  ш..шек  д..ревь…  Жизнь  в  лесу  замира…

Билет  №11

  1.  Назвать  глаголы  исключения.
  2. Написать  глаголы  в  единственном  числе.  Выделить  личные  окончания.  Указать  спряжение.

Рису..,  слыш..,  отвеча…,  дыш..,  ответ…,  дежур…,  дыш…,  пляш..,  увид..,  пожелт..,  посмотр..т,  завис.т,  верти…,  получа…

  •  Списать,  Выделить  личные  окончания  глаголов,  указать  спряжение.

Кто  вперёд  смотр..т,  тот  далеко  вид…  Кто  много  вид..  и  слыш..,  тот  много  зна…  Не  посмотр..,  не  увид…,  не  расспрос…- не  найд…

Билет  №12

  1.  Правописание  глаголов  в  прошедшем  времени.  Как  отличить  глагол  в  прошедшем  времени  от  глагола  в  настоящем  и  будущем  времени?  Привести  примеры.
  2. Образовать  от  данных  глаголов  глаголы  прошедшего  времени  и  изменить  их  по  родам  и  числам.

Играть,  светить,  читать,  зеленеть,  сверкать.

  •  Записать  текст,  ставя  глаголы  в  форму  прошедшего  времени.

Солнце  скрывается  за  острым  хребтом.  Оттуда  вылетает  в  зеленоватое  небо  стремительный  веер  ярко-рыжих  лучей.  Он  держится  недолго  и  тихо  угасает.  А  в  небе  в  той  стороне  идёт,  полыхает  заря.

Билет  №13

  1.  Как  определить  род  глаголов  в  прошедшем  времени?  Как  узнать,  какой  суффикс  пишется  перед  суффиксом  -л  в  глаголах  прошедшего  времени?
  2. Образовать  глаголы  прошедшего  времени.  Указать  суффиксы  глаголов.

Услышать,  повеять,  таять,  рыбачить,  резать,  обмерить,  обессилить,  клеить,  окутать.

  •  Списать.  Указать  род  глаголов,  выделить  суффиксы.

Лошадь  почу..л..  опас..ность.  Охотник  увид..л..  прямо  на   дорог..  м..дведя.  Собака  зала..л..  и  наброс..л..сь  на  зверя.  Около  дерева  охотник  замет..л..  двух  медвежат.  Они  пят..л..сь  к  лесу.

Билет  №14

  1.  Как  определить  лицо  и  число  глагола?  Назвать  глаголы  3-го  лица  единственного  и  множественного  числа.
  2. Образовать  глаголы  3-го  лица  единственного  и  множественного  числа.

Клеить,  сеять,  веять,  таять,  устроить,  присвоить,  надстроить,  лаять,  затеять.

  •  Списать.  Выделить  личные  окончания  глаголов,  указать  спряжение.

Наш  домик  стоит  в  просеке  тайги.  Мы  слыш..,  как  по  в..рхушкам  леса  гуля..  ветер.  Тайга  отвеча..  угрюмым  гулом.  Мчатся,  круж..ся  снежные  вихри.  Темнота  гас..   последние  струйки  света.  Хозяйка  принос..  лампу.  Огонёк  освеща..  окно,   стёкла  искр..ся.

Билет  №15

  1.  Как  определить  лицо  и  число  глагола?  Назвать  глаголы  2-го  лица  единственного  и  множественного  числа.
  2. Списать,  Выделить  окончания  глаголов,  указать  спряжение.

Светле…,  напада…,  ненавид..те,  обманыва..те,  кол..ш..,  вытерп..е,  стел..ш..,  дыш..ш..,  проверт..ш..,  подыш..ш.,  перегон..ш..,  услы..те,  помеша..те,  зиму..те.

  •  Списать.  Вставить  окончания  глаголов  2-го  лица  ед.ч.

Идёшь  в  лес  утром  рано.  Если  увид..шь  берёзы,  ищ..  под  ними  подберёзовики.  Если  услыш..шь  беспокойный  лепет  осин,  наход…  здесь  красноголовый  грибок.  Припекает  солнце,  ты поворачива…  домой.

Глагол.

  1.  Глагол- это  часть  речи,  которая  обозначает  действие  предмета,  отвечает  на  вопросы  что  делать?  Что  сделать?
  2. Глаголы  изменяются  по  временам.  Они  имеют  три  формы  времени  прошедшего,  настоящего  и будущего.  С  помощью  форм  времени  глаголов  можно  обозначить  действие,  которое  происходило  до  момента  речи,  происходит  в  момент  речи  или  будет  происходить.
  3. Глаголы  прошедшего  времени  изменяются  по  числам,  а  в  единственном  числе  по  родам;  он  делал,  она  делала,  оно  делало.
  4. Начальной  формой  глагола  является  неопределённая  форма  ( не  указывает  на  время,  число,  лицо,  род).  Глаголы  в  этой  форме  отвечают  на  вопросы  что  делать?  что  сделать?  и  оканчиваются  на ть,  -ти,  -чь.  Мягкий  знак  сохраняется  и  перед  -ся.
  5. Изменение  глаголов  настоящего  и  будущего  времени  по  лицам  и  числам  называют  спряжением.  Окончания  спрягаемых  глаголов  называют  личными  окончаниями.
                      1  спряжение 2  спряжение
Ед.ч Я                   -у,  ю -у,-ю
Ты         -ешь,-ёшь -ишь
Он -ёт,-ет -ит
Мн.ч Мы -ём, -ем -им
Вы -ете,  -ёте -ите
они -ут,-ют -ат,-ят

8.  Глаголы  будущего  времени  отвечают  на  вопросы  что  сделают?  Что  будут  делать?  Сложная  форма  будущего  времени  состоит  из  двух  частей-  форм  глагола  быть  и  неопределённой  формы.  При  спряжении  сложной  формы  глаголов  будущего  времени  изменяется  глагол  быть,  а  простая  форма  глагола  изменяется  так  же,  как  и  глаголы  настоящего  времени.

9.  Спряжение  глаголов  с  безударными  личными  окончаниями  определяют  по  неопределённой  форме  этих  глаголов.  Глаголы,  которые  оканчиваются  в  неопределённой  форме  на  -ить,  относятся  ко  2  спряжению.  Остальные  глаголы,  кроме  глаголов-  исключений,  относятся  к  1  спряжению.

10.  Безударные  гласные  в  личных  окончаниях  глаголов  нужно  выбирать  в  зависимости  от  типа  спряжения  глагола.

11.  Глаголы-исключения,  которые  относятся  ко  2  спряжению.  На –ать  слышать,  дышать,  держать,  гнать.  На  -еть  смотреть,  видеть,  обидеть,  ненавидеть,  зависеть,  терпеть,  вертеть. 

К  1  спряжению.  На  -ить  брить,  стелить.

12.  В  глаголах  прошедшего  времени  перед  суффиксом –л-  пишется  тот  же  суффикс,  что  и  перед  -ть  в     неопределённой  форме.

       Имя Существительное.

  1.  Имя  существительное-  это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет,  отвечает  на  вопросы  кто?  что?
  2. Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  и  среднего  рода.  Чтобы  определить  род  нужно  подставить  местоимения  он,  она  или  оно.
  3. Изменение  имён  существительных  по  падежам  называют  склонением.

5.Имена  существительные  в  И.п.  являются  главным  членом  предложения,  употребляются  только  без  предлогов.

7.  1 скл.  ж.р.  и   м.р.  с  окончаниями  -а,  -я

      2  скл.  м.р.  с  нулевым  окончанием,  ср.р.  –о,  -е.

  1. скл.  ж.р.  с  нулевым  окончанием.

9.  Чтобы  определить  склонение  имени  существительного  нужно  поставить  его  в  начальную  форму  ( И.п.  ед.ч.).

10.В   качестве  проверочных  можно  использовать  слова  с  ударным  окончанием.  1  скл.-земля,  рука

                        2 скл. — двор,  конь

                           3 скл.-степь.

  1скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. -а,-я -[],  -о,-е -[]
Р.п. -ы,-и -а,-я
Д.п. -у, -ю
В.п. -у,-ю -[],  -о,-е -[]
Т.п. -ой, -ей, -ёй -ом, -ем
П.п.

15.  Имена  существительные  изменяются  по  числам.  В  единственном  числе  обозначают  один  предмет,  во  множественном  — много. 

16.

  1 скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. -ы, -и -ы, -и, -а, -я
Р.п. -[] -ов, -ев, -ей -ей
Д.п. -ам, -ям -ам, -ям -ям
В.п. -[],  -ы, -и -ы, -и,  -а, -я, -ов,-ев
Т.п. -ами, -ями -ами,-ями -ями
П.п. -ах, -ях -ах, -ях -ях

Имя  прилагательное.

  1. Имена  прилагательные  украшают  речь. 
  2. Чтобы  узнать  род,  число,  падеж  имени  прилагательного,  нужно  определить  род,  число  и  падеж  имени  существительного,  к  которому  относится  данное  прилагательное.
  3. Чтобы  правильно  написать  безударное  окончание  имени  прилагательного,  нужно  поставить  к  нему   вопрос.  По  окончанию  вопроса  выбрать  гласную.             Какой?  -ый,  -ий, — ой

                              Какая?  -ая,  -яя

                              Какое?  -ое,  -ее

4.

  М.р.  и  ср.р. Ж.р. Мн.ч
И.п. Какой?  какое? -ой,  -ый, -ое, -ее какая? -ая, -яя Какие? -ые,  -ие
Р.п. Какого? -ого, -его какой? -ой, ей Каких? -ых, -их
Д.п. Какому? -ому, -ему какой? -ой, -ей Каким? -ым, -им
В.п. Какой?  какое?  Какого? -ой, ый, -ое, -ее, -ого, -его какую? -ую,  -юю Какие? -ые, -ие
Т.п. Каким? -ым, -им какой? -ой, ей Какими? -ым, -им
П.п. Каком? -ом,  -им какой? -ой, -ей Каких? -ых, -их

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *